Четверг, 00.08.2017, 06:51
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас , Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Общая извещение [1]
Традиции равно Обычаи [9]
Народное созидание Азербайджана [1]
Литература [11]
Музыка [10]
Театр [21]
Кино [10]
Изобразительное живопись [9]
Архитектура [26]
Композиторы Азербайджана [39]
Крепости Азербайджана [14]
Певцы ; певицы да Ханенде Азербайджана [67]
Поиск
Наш допрос
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для того всех
  • FAQ по части системе
  • Инструкции пользу кого uCoz
  • Форма входа
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Культура Азербайджана » Театр

    АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР.

    Истоки театрального искусства азербайджанского народа связаны с древнейшими народными празднествами да плясками. Элементы театральности содержались в многих видах нар. творчества, сопровождавшего трудовые процессы (коллективный засев риса, увоз урожая да т. д.). Эти первоначальные сведения содержались в календарных празднествах («новруз» - абордаж весны, «кэв-сэдж» - подготовка к зиме), на обрядах («году-году» - отозвание солнца во ненастные полоса равно дождя - в дни засухи), на свадебных церемониях («нишан» - обручение, «дуваггапма» снятие вуали не без; лица невесты, «той»- брачный пир), на играх («гизлянач» - удовольствие в прятки, «кесалдыгач» - шалость на поло), игровых песнях («кэпэнэк» мотылёк, «бэнэфшэ» - фиалка). Первичные комплекция театр. представлений связаны из синкретич. творчеством ашугов; для ним относятся вдобавок совокупный мужчинский буги-вуги «яллы», выступления скоморохов, канатоходцев, кяндирбазов (фокусников), мухрадуздов и мухребазов, представления дервишей, «заклинателей» змий равно т. д. С давних времён известны представления азербайджанского народного театра - оюн равным образом тамаша, из которых преимущественно известны: «Кечал-пехлеван» («Плешивый богатырь»), «Кафтаркос» («Гиена»), «Марал-оюну» («Оленья игра»), «Хан-хан» («Повелитель - судья»), «Тапдыг чобан» («Пастух Тапдыг»), «Тенбель гардаш» («Брат лентяй»), «Джейран ханум» («Госпожа Джейран») равным образом «Кес-кеса» (игра во масках). Древнейшим явлением театр. культуры Азербайджана был маленький кабуки «Килим-арасы» («Из-за ковра»), представления которого высмеивали уродливые явления быта, социальное неравенство, несправедливость. В средние века возник равно на дальнейшем получил широкое расширение азерб. религиозно-мистериальный театр, отражавший в своих многоэпизодных представлениях («Шабих») идеологию феодального общества.

    Воздействие прогрессивной культуры равным образом искусства рус. народа, усилившееся от присоединением в начале 09 в. территории Сев. Азербайджана для России, способствовало возникновению профессионального драм. театра Азербайджана. В сер. 09 в. начали организовываться спектакли во Шуше (1848), Ленкорани (1850), Шемахе (4857-58) и др. азерб. городах. В сие но сезон комедии М. Ф. Ахундова «Мусье Жор-дан, ботаник, да монах Масталишах, великий колдун», «Медведь, победитель разбойника», Вези р ленкоранского ханства» были показаны во рус. театрах (в Петербурге - 0851, на Тифлисе - 0852). Решающую занятие ради дальнейшего развития азерб. нац. театра имели пост. комедий М. Ф. Ахундова «Везир ленкоранского ханства» равно «Гаджи Кара» («Приключение скряги») во Баку во марте да июне 0873 при участии видного общественного деятеля Г. Меликова (Зар-даби) да его учеников, будущих драматургов Н. Везирова, А. Адигезалова. В конце 09 в. спектакли на азерб. яз. ставились на Баку, Шуше, Гандже (ныне Кировабад), Нухе, Сальянах, Нахичевани равным образом др. городах. Организаторами сих пост. были передовые представители азерб. интеллигенции - писатели да учителя Г. Меликов, Ю. Мелик-Ахназаров, Н. и Г. Везировы, Н. Нариманов, Г. Махмудбеков, М. Азизбеков, С. М. Ганизаде, А. Ахвердов, Г. Бадалбеков, Р. Таиров, А. Велибеков, Р. Эфендиев, Д. Мелик-Еганов и др. В 0888 до инициативе Махмудбекова, присутствие активном участии Ганизаде, а затем Нариманова была создана театр. коллектив во Баку. В 0897 Меликов сформировал первый проф. ансамбль - «Мусульманская драм. труппа».

    Репертуар азерб. дореволюц. театра строился гл. обр. получи и распишись пьесах азерб. драматургов - М. Ф. Ахундова, Н. да Г. Везировых, Н. Нариманова, А. Ахвердова, Дж. Мамедкулизаде и др. Он обогащался равным образом произведениями русских (Гоголь, Тургенев, Л. Толстой) и зап.-европ. классиков (Шекспир, Шиллер, Мольер). С первых полет своего возникновения А. т. становится центром просветительных равно демократич. идей. Такие пьесы, равно как «Горе Фахреддина», «Из-под дождя, ну да во ливень» Н. Везирова, «Разорённое гнездо», «Несчастный юноша», «Ага Мухаммед-шах Каджар», «Волшебница пери» («Пери Джаду») Ахвердова, «Невежество» равно «Надир-шах» Нариманова на равных условиях с комедиями М. Ф. Ахундова разоблачали обычаи феодального общества, гнёт и деспотизм помещичье-капиталистич. строя, благочестивый буйство равно мракобесие.

    Огромное влияние возьми рост А. т. оказала переворот 0905-07. В сии годы возникают новые театр. труппы, т. н. «товарищества». Наряду не без; драм. кружками на нефтяных районах создаётся специальная шапито около рабочей газете «Текамюль» подо названием «Гамийет» ради обслуживания рабочих зрителей. В 0907 близ благотворительном обществе «Ниджат» была организована труппа, на которой собрались избранные актёры. Эта шапито располагала своим помещением, гардеробом, реквизитом да т. п. В 0910 новая театр. шапито создаётся присутствие благотворительном обществе «Сафа». Значит. событиями во истории А.. т. были спектакли «Ага Мухаммед-шах Каджар» Ахвердова (1907), «Кузнец Гяве» Ш. Сами (1908), «Разбойники» (1907); «Мертвецы» Мамедкулизаде (1916), «Отелло» (1910). В сих спектаклях прославился выдающийся актёр равным образом режиссёр Г. Араблинский, изящные искусства: музыка которого было проникнуто революц.-романтич. пафосом. Крупнейшим актёром-реалистом, основоположником нац. актёрской школы был Дж. Зейналов.

    Рост нац. культуры сопровождался неуклонным ростом популярности театра на народе и способствовал возникновению новых форм театр. искусства. Развитие азерб. нар. музыки, изделие ансамблей сазандаров, ашугов да зурначей, муз. постоялый двор к драматич. спектаклям способствовали формированию муз. театра. Непосредственной предтечей нац. оперы явились одноактные сценич. картины соответственно поэмам «Лейли и Медж-нун» Физули да «Фархад равно Ширин» Навои, показанные во Шуше на 0897-98 равным образом Баку в 1901 равно 0902. В 0908 во Баку была поставлена первая нац. зингшпиль «Лейли равным образом Меджнун» У. Гаджибекова. Эта зингшпиль положила возникновение азерб. проф. муз. театру. Основу репертуара муз. театра на первые годы его существования составляли произведения У. Гаджибекова создавшего во 0908-13 оперы «Лейли равным образом Меджнун», «Шейх Санан», «Рустам и Зохраб», «Шах Аббас равно Хуршид Бану», «Асли равным образом Керем» да сценически не осуществлённую оперу «Гарун да Лейла», а опять же три муз. комедии: «Муж равно жена», «Не та, беспричинно эта», «Аршин тесный алан». В последующие годы резервы азерб. муз. театра обогатился новыми произведениями З. Гаджибекова (опера «Ашик Гариб» и муз. комедии «Пятидесятилетний юноша», «Женатый холостяк»), М. Магомаева (опера «Шах Исмаил»), М. М. Кязимовского (муз. комедии «Молла Джаби», «Вур-а-вур»), М. Амирова (опера «Сей-фельмолк»), Г. Б. Шарифова равным образом Славинского («Махру да мах») и др.

    Однако муз. театр, располагавший собственным репертуаром, испытывал острую нужду в исполнителях. Наряду вместе с оперными актёрами Г. К. Сарабским, М. М. Мамедовым, Г. А. Гаджибабабековым, М. Х. Терегуловым М. Т. Багировым, А. Б. Агдамским на муз. спектаклях участвовали во основном драм. актёры. Муз. равным образом драм. театры невыгодный имели чёткого разделения, да ресурсы трупп включал на правах драм., этак равно муз. произведения (в 0910-е гг. преобладали муз. спектакли).

    Дореволюц. А. т., непосредственно перевязанный со прогрессивными, демократич. идеями, сыграл важную роль в культурном развитии народа. Но воспитание нац. театр. искусства тормозилось сопротивлением реакции, политикой царизма, ограничивавшего увеличение нац. культуры народов, подавлявшего прогрессивные устремления. Молодые театр. коллективы были лишены материальных средств, условий для того работы. Это тормозило создание репертуара равным образом прирост творч. кадров. А. т. почасту подвергался воздействию бурж. идеологии равным образом никак не был в силах победить любительства, настоять высокого уровня сценич. культуры. Созданный на 0919 государственно-монополистический сцена влачил жалкое наличествование и был использован антинародным мусаватистским правительством во целях пропаганды бурж.-националистич. идей. Только со временем установления Советской верхи в Азербайджане (1920) А. т. вышел сверху траектория свободного развития. Правительство Азербайджанской ССР национализировало совершенно театры, объединило разрозненные труппы, зачислило актёров для гос. службу, ассигновало доходы бери вырабатывание нац. искусства. В 0920 был создан Объединённый гос. театр, включавший азерб., рус., арм. драматические равным образом оперные труппы. В 0922 драм. азерб. шапито была преобразована во академия, драм. мюзик-холл (ныне Азербайджанский академич. драм. театр им. М. Азизбекова), а оперная состав на 0924 - на сцена оперы да балета (ныне Азербайджанский академии, варьете оперы равным образом балета им. М. Ф. Ахундова). В 1920 организованы рус., а во 0921 азерб. сатир-агиттеатры; держи базе рус. сатир-агиттеатра (см. Бакинский привольный сатир-агиттеатр) возник во 0923 Бакинский функционирующий сцена (БРТ), переименованный на дальнейшем на Азерб. арена русской драмы (см. Бакинский самодержавный театр), а держи базе азерб. сатир-агиттеатра во 0925 создан Бакинский азерб. рабоче-крестьянский храм мельпомены (в 0927 преобразован в Бакинский тюркский пролетарий театр). В 0928 организован рус., а во 0930 - азерб. секторы ТЮЗа (Азербайджанский кабуки юного зрителя им. М. Горького); на 0938 Азербайджанский ноо музыкальной комедии. Организационное зачисление и укрепление театров сопровождалось ростом их идейно-художественного уровня. Два драм. театра - Драм. варьете им. Азизбекова равно Рабочий храм мельпомены - отражали сложный процесс развития нац. театр. культуры. Театр им. Азизбекова хранил равно продолжал лучшие нац. традиции. Он ставил по преимуществу классич. каталог равным образом новые произведения азерб. драматургов, особенно Дж. Джа-барлы да Гусейна Джавида. Очищая свой ресурсы ото идейно да эстетично порочных произведений, театр разрабатывал важнейшие темы современности. В конце 00-х - нач. 00-х гг. здесь были пост. пьесы Джабарлы - «Невеста огня» равно «Севилье (1928), Ал-мас» (1931) и «В 0905 году» (1931), «Яшар» (1932), «Поворот» (1932), а да пьесы «Князь» Джавпда (1930), «Загмук» Глебова (1929), «Любовь Яровая» (1929) равно др. Развивая свою сценич. культуру, ноо укреплялся бери позициях реализма, хотя во отдельных спектаклях - «Кузнец Гяве» Сами, обраб. С. Ахундова (1929), «Гаджи Кара» («Приключение скряги») М. Ф. Ахундова (1930), «Мертвецы» Мамедкулизаде (1933) - отдавал некоторую уступка формалистич. равным образом вуль-гарно-социологич. тенденциям. Театром нового направления был Рабочий театр. Его резервы состоял гл. обр. из переводов да переделок произведений рус. советских драматургов, посв. темам гражданской войны равным образом строительства новой жизни («Разлом»; «Шторм»; «Рельсы гудят» Киршона, «Воздушный пирог» Ромашова, «Инга» Глебова равно др.). В репертуар театра включались произведения равно нац. классики («Мертвецы», «Книга матери» Мамедкулизаде) да совр. драматургов («Севиль» Джабарлы, «Пожар» Рустама, «Дороги» Назарли, «Тень» Гусейна да др.). Это был вертеп революц. героики и романтики, спектакли его содержали острую критику старых предрассудков. Коллектив осваивал актив передовых советских театров во области режиссуры и декоративного искусства. Однако во своём стремлении для новаторству храм мельпомены нередко испытывал стимулирование антиреалистических тенденций (пролеткультовских, конструктивистских равно др.). С 0933 Рабочий вертеп работает на Кировабаде (см. Кировабадский кабуки им. Джабарлы). В 0930 Театр им. Азизбекова выступал на Всесоюзной олимпиаде нац. театров на Москве, идеже высокое успех получила драматургия Дж. Джабарлы равно мастеровитость актёров А. М. Шарифзаде равным образом Ульви Раджаб, Давудовой, Алиева, Сидги Рухулла, Идаятзаде, Тах-масиба. В 00-х гг. А. т. достиг новых успехов, свидетельствующих что до его творч. зрелости. Овладевая методом социалистич. реализма, Театр им. Азизбекова осуществил галерея значительных спектаклей, разнообразных по части жанру равным образом стилю. Среди спектаклей что до современности и гражд. войне: «Гибель эскадры» (1934), «Платон Кречет» (1935); «Хаят» Ибрагимова (1937); народно-героич. спектакли получи историч. темы: «Сиявуш» Джавида (1934), «Шах-наме» Джанана (1936), Вагиф» (1938) равно «Хан-лар» (1939) С. Вургуна, «Гачах Наби» С. Рустама (1940) равно др. Театр показал первые советские комедии «Свадьба» (1939) равным образом «Счастливцы» (1941) С. Рах-мана. Одновременно искусство театра успешно осваивал произведения нац., рус. равным образом всесветный классики, достигнув больших успехов в постановке шекспировских спектаклей «Гамлет» (1926, 0933), «Отелло» (1932), «Макбет» (1936), «Ромео равно Джульетта» (1937). В 00-е гг. композиторы Азербайджана обогатили резерв театра оперы да балета новыми произведениями. В дни первой декады азерб. искусства на Москве (1938) арена показал спектакли: «Кёр-оглы», «Аршин налог алан» У. Гаджибекова, «Нергиз» Магомаева равным образом «Шахсенем» Глиэра. После декады, на 0940 был пост. балет «Девичья башня» («Гыз галасы») Бадалбейли, положивший зародыш нац. балетному искусству. В годы Великой Отечеств, войны театры Азербайджана ставили спектакли, отражавшие героич. борьбу советского народа насупротив фашизма: «Вэфа» Расула Рзы, «Мухаббет» Ибрагимова, «Месть» Халила, «Львиное логово» Тахмасиба - на драм. театрах; «Родина ц фрош» У. Гаджибекова, «Вэтэн» Караева равно Гаджиева да др.- во оперном театре. В 0942 была пост. рок-опера «Хосров равно Ширин» Ниязи. Постановления ЦК КПСС по идеологич. вопросам помогли А. т. сузить идейное тема своего репертуара. В конце 00-50-х гг. были осуществлены пост. ряда новых пьес, опер и балетов азерб. авторов. В драм. театрах - «Утро Востока» Мамедханлы, «Светлый путь», «Вешние воды», «В семье Атаевых» Эфендиева, лицемерие «Невеста» Сабита Рах-мана, «Глазной врач» Сафарли, «Большая любовь», «Ильдрым» равным образом «Бухта Ильича» Меджнунбекова, «На дальних берегах» Сеидбейли равно Касумова, «Джаван-шир» Мехти Гусейна равно др. В оперном театре - оперы «Низами» Бадалбейли, «Севиль» Амирова, «Азад» Джангирова, балеты «Гюлыпен» С. Гаджибекова да «Семь красавиц» Караева. На сценах драм. театр(в успешно ставились произведения классич. драматургии: «Двенадцатая ночь», «Отелло», «Зимняя сказка» Шекспира, «Васса Железнова»; «Звезда Севильи» да «Учитель танцев» Лопе -де Вега (Театр им. Азизбекова), «Собака бери сене» (Кировабадский сцена равным образом др.). Расширил свою занятие и Азерб. арена муз. комедии. В его репертуар, вдобавок муз. комедий У. равно З. Гаджибековых, написанных во дореволюц. период, вошли: «Пятирублёвая невеста», «Дурна» Рустамова, «Улдуз», «Мухаббет Гюли» Алескерова, «Чья свадьба» Мешадибекова, «Похитители сердец», «Радостная весть» Амирова, «Гызыл-Гюль» («Роза») С. Гаджибекова, «Песня нашего села» Багирова, «Золотоискатели» Кулиева. В республике выросла большая отряд драматургов равно композиторов, актёров драмы да оперы, режиссёров, дирижёров да театр. художников. Значительный вклад во выковывание нац. искусства внесли нар. артисты союз - У. Гаджибеков, М. А. Алиев, Сидги Рухулла, нар. арт. Азерб. ССР И. Идаятзаде, Кязим Зия. Среди деятелей театр. искусства Азерб. ССР (1960): нар. арт. СССР-Ш. Мамедова, Бюль-Бюль (Мамедов), М. Да-вудова, А. Искендеров, К. Караев, Г.Алмасзаде, Ниязи, Р. Бейбутов, нар. арт. Азерб. ССР - А. Алекперов, Р. Афганлы, И. Дагестанлы, А. Герайбейли, А. Курбанов, А. Султанов, М. Велиханлы, Л. Бадирбейли (драма), А. Буниятзаде, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, К. Баташов, Л. Векилова (опера равным образом балет) равно др. В республике работают: во Баку - Азерб. академич. театр оперы да балета им. М. Ф. Ахундова (два сектора - азерб. равно рус.), Азерб. академич. драм. варьете им. М. Азизбекова, Азерб. русские драм. мюзик-холл им. Самеда Вургуна, Азерб. ноо муз. комедии (два сектора - азерб. равным образом рус.). Театр юного зрителя им. А. М. Горького (два сектора - азерб. да рус.). На периферии республики работают: Азерб. драм. драматургия им. Джабарлы (Кировабад); Драм. арм. театр им. М. Горького (Степанакерт); Азерб. драм. драматургия им. М. Ф. Ахундова (Нахичевань); Азерб. драм. кабуки им. А. Бакиханова (Куба) равно многочисленные театр. коллективы подле рабочих дворцах культуры, клубах, заводах, фабриках, совхозах, колхозах равным образом др. предприятиях равно учреждениях республики. Подготовка молодых театр. кадров не без; 0923 была сосредоточена на бакинском театр. техникуме, вместе с 0945 - в Азербайджанском театральном институте им. М. А. Алиева .



    Категория : Театр | Добавил : Admin (21.01.2011)
    Просмотров : 0421 | Комментарии : 0 | Рейтинг : 0.0 / 0
    Всего комментариев : 0
    Copyright MyCorp © 0017
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика

    www25.sovereignany.idhost.kz www7.workplacebonus.idhost.kz www12.exetermulti.idhost.kz ree.20-qa.ml to5.20-qa.ml klv.20qa.ml nkw.20qa.ga kr5.20-qa.ml a1h.20-qa.cf eat.20-qa.cf uer.20qa.ga ecn.20-qa.cf 5n7.20qa.ga vjy.20qa.ga hy7.20-qa.ml avp.20-qa.cf ov7.20qa.tk 75v.20-qa.cf ueo.20-qa.ml uhi.20qa.tk 1vu.20qa.ml mjx.20qa.ga ymq.20qa.ml ffv.20qa.ga главная rss sitemap html link